Новости и успешные дела

Государство в очередной раз упрощает жизнь застройщикам за счет дольщиков?

Минстрой «упрощает» приемку квартир


«Потребительский терроризм» в строительстве

Именно так замминистра строительства России Никита Стасишин назвал схему вымогательства у застройщиков денег при приемке жилья, которая сейчас активно набирает обороты.

Схема простая — юридические фирмы по доверенности от покупателей новостроек ведут тяжбы с застройщиками по надуманным недоделкам, пытаясь получить за это компенсации и заработать на этом. И несмотря на то, что все это не имеет никакого отношения к реальным недостаткам, застройщики вынуждены тратить на разбирательства миллиарды рублей.

Никита Стасишин считает, что профсообществу нужно вернуться к обсуждению этого вопроса и как можно скорее приступить к разработке перечня замечаний, которые критически влияют на качество новостройки и позволяют покупателю не принимать квартиру.
От себя заметим, что безусловно, рынок юридических услуг в целом и конкретно в сфере долевого участия в строительстве, мягко говоря не идеален. Действительно, в Интернете масса псевдоюристов, обещающих нахлобучить застройщика на неустойки, возмещение ущерба, несоответствие квартиры нормативам. Работают обычно на проценте от взысканной суммы, и конечно, застройщики этим недовольны: мол, мы построили, сдали, ну немного не вовремя, но сдали же, а они еще и недовольны и в суды бегут.
Но надо посмотреть на ситуацию и глазами дольщика - он взял огромный кредит, платит по 40-80 тысяч рублей в месяц (в Москве) и ему выдают ключи от квартиры, где недостаточная толщина стен, протекают мокрые зоны и другие "приятности".
Фактически это в настоящее время регулируется главой 30 Гражданского кодекса РФ, где сказано, что покупатель в соответствии со статьей 475 ГК РФ покупатель, которому передан товар ненадлежащего качества, вправе по своему выбору потребовать от продавца:
соразмерного уменьшения покупной цены;
безвозмездного устранения недостатков товара в разумный срок;
возмещения своих расходов на устранение недостатков товара.
В случае существенного нарушения требований к качеству товара (обнаружения неустранимых недостатков, недостатков, которые не могут быть устранены без несоразмерных расходов или затрат времени, или выявляются неоднократно, либо проявляются вновь после их устранения, и других подобных недостатков) покупатель вправе по своему выбору:
отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар денежной суммы;
потребовать замены товара ненадлежащего качества товаром, соответствующим договору.
В настоящее время оценка того, является ли нарушение существенным, вырабатывается на практике путем судебно-строительной экспертизы, разумеется если квартира не пригодна для проживания - договор должен быть расторгнут и деньги дольщику возвращаются с компенсацией убытков. А вот более мелкие недочеты всегда остаются на усмотрение суда. Необходимо, чтобы законодатель, урегулировав данные вопросы и определив перечень критических недостатков, не сузил их до совершенно грубейших - наподобие стен толщиной 5 см, искрящей электропроводки и протекающих труб.
На наш взгляд необходимо установить безусловную обязанность застройщика устранять все недостатки, влияющие на условия проживания (инженерия, стены и перекрытия, электропроводка, места общего пользования).
В целом же проблема отказа Покупателя от приемки квартиры является по большей части надуманной - 214 ФЗ как и Гражданский кодекс РФ обязывает Покупателя принять товар - права не подписать акт приема передачи квартиры у вас нет, если вы его не полпишите его просто отправят Вам по почте. Односторонний отказ от исполнения обязательства (статья 310 ГК РФ), если такое право Вам не дано договором купли-продажи, не допускается. А как раз такие принять квартиру это и есть главная обязанность Покупателя, помимо оплаты.
Другое дело что вы можете в данном акте указать на все имеющиеся недостатки, указать на просрочку передачи товара (если таковая имеется)